Система LMS Moodle — это информационная система для организации электронного обучения, проведения тестирований, экзаменов, лекций, семинаров, создания форумов и чатов и т.д. Она представляет собой условно-бесплатное web-приложение, которое можно развернуть на сервере организации и сформировать на его базе специализированную платформу для образования сотрудников или студентов. Система включает в себя множество различных модулей для решения широкого круга задач.
Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются клиенты при использовании системы LMS Moodle, а также варианты решений и выбор оптимальных процессов автоматизации.
Проблемы: заведение пользователей в систему, интеграция Moodle и 1С
Варианты решения:
-
Заведение пользователей в систему возможно через стандартную регистрацию, предусмотренную системой Moodle . Это решение удобно с точки зрения простоты реализации и доступности, но для дальнейшей интеграции с системой 1С не подходит, так как зарегистрированный таким образом пользователь не имеет достаточного количества данных для экспорта во внешнюю систему (курс, специальность), а также отсутствует информация для дальнейшей идентификации пользователя в системе 1С.
-
Заведение пользователя в систему через загрузку заранее сформированного в системе Moodle файла, содержащего всю необходимую для импорта информацию. Этот вариант удобен, если пользователей не много и всегда есть возможность быстро сформировать новый файл в системе. Этот метод также актуален в случае отсутствия необходимости автоматической интеграции со сторонними системами. В остальных случаях необходимость постоянного импорта-экспорта причиняет множество неудобств.
Наше решение:
Наиболее подходящим решением задачи по автоматической синхронизации системы Moodle и 1С является автоматическая загрузка пользователей с сервера аутентификации по протоколу LDAP. Данный вариант может быть использован непосредственно «из коробки» Moodle, для чего требуется только корректная настройка параметров в системе Moodle с учётом доступа к LDAP серверу.
Механизм интеграции строится либо с участием LDAP сервера при его наличии (в этом случае система 1С имеет весь список необходимых пользователей LDAP сервера и может актуализировать данные, своевременно передавая их в Moodle), либо, если сервера LDAP в организации нет, данные импортируются из учётной системы 1С в одностороннем порядке.
Проблема: авторизация существующих в других информационных системах пользователей.
Решение:
Помимо стандартного механизма авторизации (с вводом логина и пароля на странице авторизации), предусмотренного системой Moodle, мы предлагаем возможность сквозной авторизации пользователя через главную страницу сторонней системы (сайта на 1С Битрикс, систем авторизации Яндекс, Google и т.д.) Мы имеем большой опыт разработки сквозной авторизации.
Принципиальный алгоритм такой авторизации позволяет избежать промежуточной авторизации в самой системе LMS Moodle. Дополнительное преимущество сквозной идентификации состоит в том, что даже в случае отсутствия интеграции Moodle с учётной системой, при сквозной авторизации в базе данных создаётся пользователь с уникальным идентификатором, который в дальнейшем можно использовать с другими информационными системами (например, 1С) .
Проблема: создание структуры курсов, тестов и других элементов системы, для последующего наполнения их контентом
Варианты решений:
- Ручная загрузка через пользовательский интерфейс LMS Moodle. Данный вариант рекомендован только в том случае, если разделов и курсов немного и отсутствует необходимость частых изменений в их структуре.
-
Загрузка с помощью предварительно сформированных файлов в системе LMS Moodle. Это вариант не позволяет учётной системе охватить информацию по всей созданной структуре и отследить уникальность созданных данных.
Наше решение:
Для оптимального решения этой задачи мы рекомендуем полностью автоматизированный вариант загрузки структуры курсов с помощью интеграции LMS Moodle и 1C. Компанией Первый Бит разработано решение для программных продуктов 1С, позволяющее автоматизировано создавать в LMS Moodle полную структуру разделов и курсов, с необходимыми настройками и уникальными идентификационными данными.
Проблема:
- Запись студентов на курсы.
-
Возможность распределения студентов по группам и запись на курс целых учебных групп.
Варианты решений:
- Загрузка данных вручную.
-
С помощью заранее сформированных файлов через стандартный пользовательский интерфейс LMS Moodle.
Однако как правило, при большом количестве пользователей эти варианты не отвечают всем необходимым потребностям организации.
Наше решение:
Автоматическая запись студентов (интеграция LMS Moodle и 1С) позволяет оптимизировать процесс выгрузки данных, так как механизм загрузки пользователей включает учётную систему, используемую при создании структуры курсов. Предоставление доступа к материалам и курсам через учётную систему возможно, как для отдельных студентов, так и для групп целиком. Учётная система позволяет в реальном времени передавать данные в Moodle, а помимо этого при дополнительной интеграции с другими системами, может автоматически выгружать необходимую информацию в личный кабинет студента.
Проблема: невозможность в автоматическом режиме получать информацию о пройденных испытаниях студентами.
Варианты решений:
-
Стандартное решение в системе LMS Moodle, однако оно не позволяет получить дополнительную информацию.
-
Интеграция с системой 1С позволяет решить эту проблему, помимо основных данных возможно также выгрузить в LMS необходимую дополнительную информацию по пройденным испытаниям, статистику по полученным баллам за испытания, дополнительную информацию по ответам на вопросы тестирований и т.д.
Мы предлагаем решение основных проблем эксплуатации LMS Moodle, позволяя построить полностью автоматизированную систему организации электронного образования. Помимо предложенных решений, возможны варианты индивидуальных доработок по актуальным задачам, в том числе доработки пользовательского интерфейса стандартных плагинов.
Примеры индивидуальных задач по доработкам пользовательского интерфейса от наших клиентов
Плагин формирования протокола вступительных испытаний. Данный плагин был разработан для формирования протоколов в формате DOCX с учётом требований окончательного вида протокола от нашего заказчика. Плагин позволяет построить отчёт по всем попыткам прохождения тестов (с информацией об учебном заведении, об участнике, с перечислением вопросов, выбранных ответов и т.д.), перейти к просмотру попытки и скачать готовый протокол (см. рис. 1, 2, 3).
Рис.1 - Плагин формирования протокола вступительных испытаний
Рис.2 - Пример протокола
Рис.3 - Пример протокола
Плагин для создания отчёта по созданным видеозаписям на серверах BigBlueButton (BBB)
Мы построили механизм, который собирает информацию о записанных видеоконференциях на всех серверах кластера из нескольких копий BBB, а также позволяет построить отчёт по всем доступным записям видеоконференций и перейти к просмотру. Плагин был разработан в связи с недостатками стандартного плагина BigBlueButton, который не давал возможности работать с кластером серверов (см. рис. 4).
Рис.4 - Плагин отчёта о созданных видеозаписях
Блок для вывода информации о доступных курсах для студентов
Нами был разработан виджет для вывода актуальной информации о доступных на текущий момент курсах для авторизованного студента. Данный виджет был разработан в связи с необходимостью скрыть стандартный блок «мои курсы» и отображать только актуальные данные.
Мы продолжаем разработку для Moodle для решения множества актуальных задач. В ближайших планах запуск системы эквайринга, необходимой для оплаты доступа к платным онлайн курсам, с интеграцией всей необходимой информации из 1С. Эта задача является примером актуальности автоматизации систем Moodle и 1С.
Также в данный момент нами ведётся разработка модуля синхронизации Moodle и обмена данными между 1С и Moodle на основе брокера сообщений RabbitMQ. Данный способ интеграции позволяет в режиме реального времени производить обмен данными, вести учёт изменений, обеспечить функциональность в режиме высокой нагрузки без потери данных и многое другое.
Таким образом на примерах решений обозначенных задач мы можем видеть актуальность автоматизации процессов по введению, сохранению и обмену данными в образовательных учреждениях, а также необходимость интеграции электронных систем образования с системой 1С.
Закажите консультацию по использованию системы LMS Moodle здесь.
Статья "Управление учебной частью, планирование нагрузки преподавателей в колледжах и техникумах". Читать здесь.
Статья "Составление расписания занятий в вузе. Проблемы и решения". Читать здесь.