Главное финансовое ведомство утвердило своими приказами пять ФСБУ, вступающих в силу в 2022 году:
-
«Бухгалтерская и финансовая отчетность с учетом инфляции».
-
«Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам».
-
«Метод долевого участия».
-
«Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность».
-
«Биологические активы».
Три из пяти новых ФСБУ посвящены раскрытию информации в отчетах учреждений бюджетной сферы. Стандарт, утвержденный приказом Минфина РФ от 29.12.2018 года №305н, определяет правила формирования отчетности с учетом инфляции. Решение о составлении такой отчетности должен принимать Минфин на основании анализа соответствия фактического уровня инфляции на отчетную дату плановому показателю, который использовался при формировании бюджета.
«Бухгалтерская и финансовая отчетность с учетом инфляции».
В новом ФСБУ описано два допустимых способа пересчета отчетных показателей:
- Корректировка индивидуальных отчетов казенных, бюджетных и автономных учреждений.
- Корректировка консолидированных отчетов субъектами консолидированной отчетности и Федеральным казначейством
Учреждения должны выполнять перерасчет на основании следующих данных, полученных от ГРБС, учредителей или финорганов:
При перерасчете с применением коэффициента изменяется сальдо на отчетную дату по счетам учета:
-
монетарных активов и обязательств, за исключением признанных в учете по справедливой стоимости;
-
расчетов по вкладам с учредителем (собственником);
-
резервов переоценки активов, начисляемых в учреждении на основании соответствующих правовых актов;
-
финансового результата;
-
финансового результата прошлых лет.
Перерасчету подлежат суммы доходов и расходов учреждения за отчетный год. Информация обо всех выполненных корректировках должна быть внесена в обособленный бухгалтерский регистр. Результат изменения чистой монетарной позиции учитывается при формировании финансового результата текущего года. С учетом корректировок заполняются формы:
При заполнении форм, включенных в состав Пояснительной записки, учитываются изменения в перечисленных отчетах. Если корректировку с учетом инфляции осуществляют субъекты консолидированной отчетности, учреждения должны предоставить им все необходимые дополнительные данные. При первоначальном применении ФСБУ необходимо выполнить пересчет показателей за предшествующие годы с учетом положений стандарта и требований вышестоящих организаций, принимающих отчетность. Результаты таких пересчетов в учете не отражаются.
СГС «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам».
Для того, чтобы можно было оценить деятельность группы госучреждений, объединенных по определенным признакам, приказом Минфина РФ от 29.09.2020 года №223н утвержден федеральный стандарт «Сведения о показателях бухгалтерской отчетности по сегментам».
В годовой консолидированной отчетности могут быть предоставлены данные по следующим сегментам:
-
органы государственной власти РФ, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, казенные учреждения, финансируемые из бюджетов всех уровней, государственные и территориальные внебюджетные фонды;
-
бюджетные и автономные учреждения, получающие субсидии из федерального, региональных и местных бюджетов;
-
внебюджетные государственные единицы;
-
госкорпорации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, публично-правовые компании.
Отчетность по сегментам формирует субъект консолидированной отчетности, в периметр консолидации которого входят организации, включенные в определенный сегмент. В федеральном стандарте определен перечень обязательных показателей:
-
сумма доходов за отчетный период, детализированная по видам поступлений;
-
сумма расходов, предоставленная в разрезе отдельных видов выбытий: заработная плата, начисления, социальные пособия и компенсации, оплата услуг, перечисленные субсидии, гранты, межбюджетные трансферты;
-
стоимость финансовых и нефинансовых активов по состоянию на конец отчетного периода с выделением стоимости недвижимого имущества, имущества казны, НПА, объема имеющихся денежных средств и произведенных финансовых вложений;
-
сумма неисполненных на конец отчетного периода обязательств перед бюджетом и перед контрагентами.
СГС «Метод долевого участия».
Стандарт «Метод долевого участия» утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 года №254н. Применять в учете этот правовой акт должны бюджетные и автономные учреждения, другие субъекты учета, получившие от публично-правовых образований полномочия на распоряжение имуществом и заключение госконтрактов, предметом которых является выделение инвестиций.
В соответствии с ФСБУ допускается инвестирование:
-
корпоративных юрлиц;
-
ГУПов;
-
МУПов;
-
госкорпораций.
Для корпоративных юрлиц есть дополнительные условия: инвестировать можно в компанию, в которой инвестору принадлежит не менее 20% голосующих акций. Если в Уставе есть положение о том, что все решения принимаются единогласно, то количество акций инвестора не имеет значения.
Метод долевого участия, описанный в стандарте, применяется для корректировки начальной стоимости инвестиций. Изменяется она на сумму, соответствующую доле инвестора в уменьшении или увеличении чистых активов объектов инвестирования. Исчисленные с применением метода долевого участия суммы корректировок отражаются в годовой бухгалтерской отчетности инвестора и на забалансовом счете в первый день года, следующего за отчетным.
СГС «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность».
Приказом Минфина РФ от 30.10.2020 года №255н утвержден федеральный стандарт, содержащий правила создания консолидированной отчетности, которая формируется по группе учреждений таким образом, что все данные в ней представлены, как показатели единого субъекта.
Субъектами консолидированной отчетности являются:
-
Федеральное казначейство;
-
финорганы РФ и муниципальных образований;
-
органы управления государственными внебюджетными фондами;
-
ГРБС и главные администраторы бюджетов.
Каждый субъект имеет свой периметр консолидации. Например, в периметр ГРБС или администраторов бюджетов входят подведомственные им казенные учреждения, а также автономные и бюджетные в отношении которых они выполняют функции учредителей. Федеральный стандарт содержит перечень обязательных к представлению консолидированных отчетов:
-
бухгалтерский баланс;
-
отчет о движении денежных средств;
-
отчет об исполнении консолидированного бюджета;
-
отчет об исполнении консолидированного бюджета и бюджета государственного бюджетного фонда;
-
пояснительная записка.
Унифицированные бланки отчетных форм и указания по их заполнению содержатся в инструкциях 191 и 33м.
СГС «Биологические активы».
Новые методические рекомендации Минфина содержаться в письме от 29.11.2021 № 02-07-07/96775. Новый федеральный стандарт, утвержденный приказом Минфина от 16.11.2020 года № 310н, устанавливает единые требования к учету биологических активов. К этой категории НФА относятся живые организмы, культивируемые для получения биологической продукции, рост и восстановление которых находятся под контролем субъекта учета.
Управление биологическими активами осуществляется для выполнения учреждением бюджетной сферы возложенных на него государственных функций или для оказания услуг (выполнения работ). В ФСБУ содержится перечень активов и хозяйственных операций, к учету которых положения стандарта не применяются.
Биологические активы в целях бухгалтерского учета подразделяются на две группы:
-
Находящиеся на выращивании и откорме, не достигшие биологической зрелости и параметров, позволяющих проводить сбор биологической продукции.
-
Достигшие биологической зрелости и параметров, позволяющих проводить сбор биологической продукции.
В бюджетной и бухгалтерской отчетности по каждой группе биологических активов следует раскрывать информацию об источниках, используемых для определения справедливой стоимости, о наличии и размере ограничений прав собственности, об изменении балансовой стоимости по состоянию на конец отчетного периода. При первом применении федерального стандарта необходимо: признать в бухгалтерском учете объекты, соответствующие критериям биологических активов, ранее не учтенные или числящиеся на заба лансе; произвести при необходимости реклассификацию или переоценку активов, числящихся на балансе. Финансовый результат, полученный при выполнении указанных операций, следует отнести на финансовый результат прошлых отчетных периодов, изменив входящий остаток на 01.01.2022 года.
Основные изменения в новой редакции Инструкций №157н и №33н.:
1. Новые счета для учета операций с биологическими активами
Стандарт «Биологические активы», вступивший в силу с 1 января 2022 г. Для учета биологических активов по новым правилам Проектом предусмотрена отдельные коды счетов синтетического и аналитического учета.
Так, для обособленного учета биологических активов планируется ввести новый счет 113 00 с аналитикой по основным группам, а также с разделением активов на особо ценное и иное движимое имущество. В свою очередь будут исключены из состава матзапасов молодняк животных и животные на откорме, а также многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала – такие объекты учета относятся к биологическим активам. А для учета затрат учреждения при осуществлении деятельности по биотрансформации предназначен новый счет 110 00 с выделением прямых и накладных расходов по группам биологических активов.
Несмотря на указанную в Проекте дату его применения такие новведения учреждениям следует применять начиная с текущего года. На это указывает и уточненный порядок формирования бюджетной/бухгалтерской отчетности – показатели включены в отчетность 2022 года.
2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Данная группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества – 205 8Т, для расчетов с товарищами по доходам – счет 210 Т5.
3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности.
Внесены правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции № 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе № 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
В Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце 2020 года в Инструкции № 162н, 174н и 183н.
4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
Запланировано устранить расхождения между положениями инструкции № 157н и Стандарта «Запасы» в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки или утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта «Запасы» расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования относятся к расходам текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции № 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов.
В новой редакции п. 106 Инструкции № 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта «Запасы» — это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.
5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании.
Данное дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которая подлежит списанию – такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежать перерегистрации в следующем году. В году списания задолженности нужно будет пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения – принятие решения о списании задолженности с балансового учета.
6. Новый порядок отражения в учете приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления.
Главная новация – это изменение наименования и назначения счета 304 04 «Внутриведомственные расчеты». Планируется, что счет 304 04 будет называться «Консолидированные расчеты», и его применение выйдет за рамки расчетов внутри одного ведомства вплоть до межведомственных расчетов с бюджетными и автономными учреждениями разных уровней бюджетов.
Применять счет 304 04 госорганы/органы местного самоуправления и казенные учреждения будут для учета расчетов по поступлению и выбытию активов и обязательств, как с другими участниками бюджетного процесса разных уровней бюджета, так и с бюджетными/автономными учреждениями. Таким образом не только участники бюджетного процесса, но и автономные/бюджетные учреждения будут отражать внутриведомственные и межведомственные расчеты с организациями бюджетной сферы по безведомственной передаче с использованием счета 304 04. На это указывает как само описание назначения счета 304 04, согласно которому одной из сторон консолидированных расчетов являются АУ/БУ, так и новый порядок формирования бухгалтерской отчетности – согласно проекту приказа Минфина РФ о внесении изменений в инструкцию 33н начиная с этого года отражать безвозмездную передачу активов внутри сектора госуправления АУ/БУ должны именно на соответствующих аналитических счетах счета 304 04.
Для обособления расчетов между учреждениями разных типов и разных уровней бюджета запланировано ввести новые аналитические счета: 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54.
При этом данные изменения вносятся таким образом, что сам счет 304 04 не стал группировочным. К тому же в Проекте в отношении новых аналитических счетов предусмотрено следующее условие: их применение осуществляется в соответствии с положениями единой учетной политики и требованиями по раскрытию в бухгалтерской отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем порядок применения новых аналитических счетов 304 Х4 следует рассматривать во взаимосвязи с положениями инструкции по формированию отчетности. В проектах приказов Минфина РФ о внесении изменений в инструкцию №33н и инструкцию № 191н начиная со следующего года предусмотрено формирование показателей бухгалтерской/бюджетной отчетности именно с применением новых счетов 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54 и возможность использовать счет 304 04 в качестве самостоятельного счета исключена. Соответственно обязанность применять с 2022 года новые счета 304 Х4 будет установлена для всех казенных, бюджетных и автономных учреждений, гос. органов (органов местного самоуправления), поскольку именно Инструкция № 33н и Инструкция № 191н определяет для субъектов отчетности единые требования по раскрытию информации в бухгалтерской сфере.
Изменения в классификации видов расходов бюджетов.
Рассмотрим изменения единых для бюджетной системы РФ видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2021 году, в сравнении с применяемым в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годах, внесенные на 2022 год в приказ Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения».
Изменения были внесены Приказом Минфина РФ от 11.06.2021 №78н (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.07.2021 № 64393) и Приказом Минфина РФ от 29.07.2021 №105н (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.10.2021 № 65392).
КВР (код вида расходов) 113 в 2021 году – «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий». Начиная с 2022 года – «Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам». С 2022 года в нем отражаются осуществляемые вне фонда оплаты труда, расходы учреждений на предусмотренные (законодательством РФ и субъектами РФ, муниципальными правовыми актами, локальными нормативными актами учреждения) выплаты физическим лицам, привлекаемым учреждениями для выполнения отдельных полномочий либо участии в мероприятиях без заключения с ними трудовых договоров.
КВР 123 в 2021 году - «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда гос органов (муниципальных), лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий. С 2022 года «Иные выплаты государственных (муниципальных) органов привлекаемым лицам».
КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». В 2022 года изменения наименования не произошло, однако изменилось содержание. Был внесен дополнительный подпункт 46.9 «Расходы на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям:
-
проезд к месту проведения мероприятия и обратно, проживание;
-
питание;
-
организационные взносы;
-
иные расходы, связанные с участием в мероприятиях, осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, подлежать отражению по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг.
КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2022 году были внесены изменения в содержание. С 2022 году к КВР 247 «потребленных энергетических ресурсов» относятся ресурсы:
-
электроэнергии;
-
газа природного и сжиженного (за исключением заправки автотранспорта, работающего на газомоторном топливе и бытовых газовых баллонов на заправочных станциях, осуществляющих розничную продажу газа);
-
теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения), включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические ресурсы;
-
услуг транспортировки указанных энергетических ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при ее наличии), а также иных снабженческо-сбытовых услуг, включенных в договор поставки
Порядок применения КВР 247 с 2022 года (на основании приказа от 11.06.2021 года):
-
С 2022 года по КВР247 оплачиваются смешанные договоры на отопление и горячее водоснабжение. Нет необходимости распределять затраты по таким договорам между КВР 244 и 247. При этом, если у учреждения заключены два договора – на теплоснабжение и на горячее водоснабжение, то как и прежде, горячая вода – КВР 244, отопление- КВР 247.
-
В перечень расходов по КВР 247 были добавлены снабженческо – сбытовые услуги, которые включены в договор поставки электроэнергии, газа и теплоснабжения. В 2021 году специалисты Минфина также разъясняли, что расходы нужно отражать по КВР 247.
-
По расходам на газ были внесены следующие уточнения – на КВР 247 нельзя относить расходы на заправку автотранспорта и бытовых газовых баллонов на станциях розничной продажи газа. Данный вид расходов оплачивается по КВР244.
Нормативная база КОСГУ – изменения в 2021-2022 гг.
На 2021-2022 год изменения были внесены Приказом Минфина РФ от 24.09.2021 № 133н «О внесении изменений в Порядок применения классификации операция сектора государственного управления, утвержденный приказом МФ РФ от 29.11.17 № 209н».
С 1 января 2022 года был изменен порядок применения КОСГУ. С 2022 года по статье 250 КОСГУ надо разделять операции текущего и капитального характера. Перечисления текущего характера отражаются по прежним кодам 251, 252 и 253. Для перечислений капитального характера используются новые коды:
-
254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы РФ»;
-
255 «Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
-
256 «Перечисления капитального характера международным организациям».
С 2022 года на подстатью 12К «Доходы концессионной платы» КОСГУ относятся доходы концедента от концессионной платы, возникающие в рамках реализации концессионного соглашения.
О применении КОСГУ в отношении расходов на оплату энергосервисных договоров (контрактов).
В соответствии с пунктом 10.2.3 Порядка № 209н на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ относятся расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов).
Рассмотрим изменения, которые необходимо внести в учетную систему в соответствии с новой учетной политикой.
Изменение первичных электронных документов:
1. Новые электронные первичные документы для НФА. В правила документооборота добавляются:
-
акт о консервации ОС (ф. 0510433);
-
акт приема-передачи объектов в личное пользование (ф. 0510434);
-
решение о прекращении признания активами НФА (ф. 0510440);
-
решение об оценке имущества, отчуждаемого не в пользу бюджетной сферы (ф. 0510442).
2. Новые электронные первичные документы для задолженности:
-
решение о списании кредиторской задолженности (ф. 0510437);
-
акт о признании безнадежной дебиторской задолженности по доходам (ф. 0510436);
-
решение о признании сомнительной дебиторской задолженности по доходам (ф. 0510445);
-
решение о восстановлении кредиторской задолженности (ф. 0510446)
3. Новые электронные первичные документы для доходов:
-
ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431);
-
ведомость начисления доходов бюджета (ф. 0510837);
-
ведомость выпадающих доходов (ф. 0510838).
4. Новые электронные первичные документы для инвентаризации:
5. Новые электронные регистры бухгалтерского учета:
-
ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (ф. 0509095)
-
журнал операций по забалансовому счету (ф. 0509213). Дополнительно устанавливается периодичность журнала по каждому забалансовому счету.
По новому стандарту «Биологические активы» необходимо:
1. Установить единицу учета:
2. Прописать правила для первоначальной стоимости:
-
активы в пути;
-
распределение затрат на доставку, хранение и пр.;
-
активы подлежащие продаже или безвозмездной передачи;
-
частоту сравнения с нормативно-плановой стоимостью.
Добавлены новые счета:
110.60 «Себестоимость информации»;
110.70 «Накладные расходы биотрансформации»;
113.00 «Биологические активы».
Помимо этого, вводятся новые коды в табель рабочего времени:
ВВ – выходные за вакцинацию с сохранением зарплаты (если таковые предоставляются в организации, для сотрудников после прививки от COVID)
НОД – нерабочий оплачиваемый день – если данный код не вводился ранее (для нерабочих дней по указам Президента РФ).
Для предрейсового осмотра транспорта вводится новый журнал техосмотра (необходимо утвердить в УП «Журнал регистрации предрейсовых осмотров транспорта» для платных перевозок или служебных перевозок на грузовом транспорте или автобусах.
Консолидированные расчеты.
1. Внутриведомственные:
-
304.14 «Расчеты субъекта отчетности»
-
304.24 «Расчеты с казенным учреждением»
-
304.34 «Расчеты с бюджетным (автономным) учреждением»
2. Межведомственные:
Изменения в Инструкции № 157н., вступившие в силу с 2021 г.
Счета учета.
Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность.
Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируются к доходам текущего года, учитываются на счете 401.41. Остальные суммы отражаются на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы2.
На забалансовом счете 27 помимо прочего, учитываются ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени (ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом счете таких объектов, поэтому вопрос был спорный).
По счету 105.01 помимо медикаментов учитываются все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета приводятся в соответствии с кодом 341 КОСГУ.
Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так на счете 502.01 учет ведется в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 – в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в геристрах аналитического учета отражается идентификационный номер закупки.
В забалансовом учете требования к аналитике обновлены по счетам 01,02, 04, 05, 21, 22, 25, 26, 27. При этом по трем последним счетам вводится аналитика в том числе по кодам КОСГУ.
Стандарт «Нематериальные активы».
Данный стандарт применяется в отношении активов, классифицируемых как нематериальные активы и не применяется в отношении иных активов (финансовых, материальных носителей, прав пользования, результатов интеллектуальной деятельности проч.).
Актив, классифицируемый как нематериальный актив, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли:
Добавлена маркировка групп нематериальных активов:
N – права пользования научными исследованиями (НИР)
R – права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками (ОКР и ТР)
I – права пользования программным обеспечением и базами данных
D – права пользования иными объектами интеллектуальной собственности
Неисключительные права на НМА со сроком более 12 месяцев учитываются на счете 111.60 «Права пользования нематериальными активами». Если срок 12 месяцев или менее, затраты списываются на текущие расходы. Расходы на неисключительные права на НМА на счете 401.50 «Расходы будущих периодов» не учитываются.
Стоимость прав со сроком более 12 месяцев списываются через амортизацию – счет 104.6Х «Амортизация прав пользования нематериальными активами». Для этого комиссия по поступлению и выбытию активов должна определить срок использования прав.
Новые понятия бухгалтерского учета с 2021 года.
Изменены три понятия, которые используются в инструкции №157н, в связи с приведением в соответствие с Бюджетным кодексом, Законом о бухучете № 402-Ф3, федеральными стандартами учета и отчетности. Введены понятия: государственные финансы (ранее организации государственного сектора), бюджетная сфера (ранее государственный сектор), ответственные лица (ранее материально ответственные лица).
Добавлены новые забалансовые счета:
-
33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
-
38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
-
39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
-
45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
Скорректированы наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
-
одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов списывается и убыток от обесценивания, если его начисляли в учете;
-
счет 105 01 переименован в «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
-
на счете 105 07 «Готовая продукция» учитывается и биологическая продукция;
-
возврат межбюджетных трансферов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
-
НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке на один объект – один рубль;
-
за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
-
на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
КБК целевой статьи в номере счета для нацпроектов. Правило действует для всех учреждений, в том числе бюджетных и автономных. Для учета нацпроектов вместо нулей в 5 – 14 разрядах номера счета отражается КБК целевой статьи.
Первоначальная стоимость матзапасов. Учет материальных запасов отражается по первоначальной стоимости, а не по фактической.
Убыток при безвозмездной передаче имущества. Вместе с амортизацией передается убыток от обесценивания. Правило касается передачи организациям бюджетной сферы как внутри ведомства, так и другим учреждением.
Исправление ошибок прошлых лет.
Ошибкой признается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при ее подготовке. В зависимости от периода, в котором допущены ошибки они подразделяются на ошибки отчетного периода и ошибки прошлых лет.
В 2021 году появилось дополнительно шесть новых счетов для исправления ошибок прошлых лет: 1 304 66 00, 1 304 76 000, 1 401 16 000, 1 401 17 000, 1 401 26 000, 1 401 27 000. Особенность новых счетов в том, что их нужно применять, только когда правят ошибки по предписаниям или представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля. В проводках указываются те же счета, которые использовались до этого года и которые действовали в 2021 году.
Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в отдельном журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071) (п. 18 Инструкции № 157н). Ошибки в электронных регистрах корректируются лицами, ответственными за их ведение. По завершении года показатели счетов бюджетного учета по отражению ошибок прошлых лет подлежат закрытию на счете 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Мы рассмотрели основные изменения, внесенные в бюджетное законодательство приказами Минфина РФ в 2022 г., а также базовые изменения обязательные к использованию с 2021 г.